История пос. Клязьма
Датой возникновения поселка Клязьма местные краеведы считают 1840 г., когда здесь появились выпускники земледельческой школы Петербурга, которых после окончания учебы направили в эти края для организации образцового хозяйства. Молодым специалистам дали 37 десятин земли (около 40,5 га), семь лошадей, несколько коров. Так неподалеку от Москвы вырос новый поселок, и долгое время местные жители именовали его "Хутор". После постройки железной дороги Клязьма стала типичным дачным поселком.
История церкви
Церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме построена купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства Строительство одноглавого каменного храма было закончено в 1916 году, о чем свидетельствует различимая снизу надпись старинной вязью на изразцовой ленте барабана.
Архитектурные особенности
Церковь Спаса Нерукотворного состоит из полукруглого алтаря, квадратного в плане собственно храма с двумя небольшими притворами с севера и с юга и трапезной, над которой расположена трехпролетная звонница. Основной объем церкви завершается четырьмя рядами постепенно сужающихся кверху кокошников, над которыми возвышается световой барабан со шлемовидной главой и крестом.
Храм спроектировал художник и архитектор С.И. Вашков (1879-1914) - талантливый и любимый ученик В.М. Васнецова.
Над входом в храм расположена оригинально устроенная звонница. Долгое время в храме размещалось общежитие. Постоянные богослужения в храме ведутся с 1989 года. В нескольких десятках метров от храма Спаса Нерукотворного находится деревянная церковь Гребневской иконы Божией Матери.
Помимо необычного архитектурно-планировочного решения , церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме, выделяется широким применением в наружной отделке поливной керамики - майолики, более характерной для Ярославского зодчества, нежели Подмосковного. Высокий ломаный фронтон звонницы, тимпаны центральных закомар и кокошников, стены переходной галереи почти до уровня окон - богато украшены майоликовыми панно, напоминающими по сдержанному цветовому колориту Врубелевские полотна.
К сожалению, некоторые утраченные керамические фрагменты, (как, например, в изображениях на центральном фасаде св. Николая Мирликийского и митрополита Алексия) были дополнены масляной живописью.
К серьёзным утратам следует отнести черепичное покрытие, сохранившееся только на шлеме главы.
В прошлом зелёная черепица, насыщенные холодной цветовой гаммой керамические панно и широкая изразцовая арка портала были призваны создавать неповторимый, красочный облик храма Спаса Нерукотворного - редкого неорусского памятника.
Церковь Спаса Нерукотворного - действующая.